Психологические типы личности клиентов в перманентном макияже. Как правильно общаться с различными типами личности оказывая услугу перманентного макияжа?
Психологические аспекты обязательно присутствуют в практике специалистов перманентного макияжа. Даже не обладая специальной психологической подготовкой, хороший мастер со временем приобретает опыт общения с «трудными» пациентами, интуитивно вступает в личностный контакт и может определять психологически неблагоприятных пациентов. Тем не менее, задача эта не из легких.
Попытка создания физической привлекательности, направленная на облегчение социального взаимодействия и обретения человеком ощущения внутреннего комфорта и уверенности в себе, наряду с позитивными изменениями, нередко приводит к непрогнозируемым результатам.
Я думаю, все сталкивались с неудовлетворенностью пациентов результатами успешных качественных работ, и у каждого из нас встречались варианты, объективно не устраивающие нас самих и, тем не менее, полностью удовлетворяющие самого пациента.
Соответственно, можно сделать вывод, что тот и другой варианты развития событий обусловлены не объективными недостатками или достоинствами, а глубинными психологическими характеристиками личности самого пациента. Поэтому, конечно, применение психологических знаний в практике перманентного макияжа становится все более актуальным.

Существуют интересные научные работы, показывающие, что в подсознании человека с рождения заложен некий эталон правильной видовой внешности, ибо даже грудные дети по- разному реагируют на красивые и некрасивые лица. Используя исследования соционики, науки о психологических типах личности, можно найти связь между внешними чертами конкретного человека и идеальным образом, к которому стремится его подсознание. Расхождение между реальной внешностью и подсознательным идеалом является главной причиной психологического дискомфорта и неосознанным мотивом для коррекции внешности. Таким образом, желание пациентов корректировать внешность является отражением стремления к врожденному видовому идеалу с поправкой на психологический тип личности конкретного человека. Среда обитания, мировоззрение, социальные условия, мода, бесспорно, играют очень большое значение. В этом я еще раз убедилась, окунувшись в индустрию перманентного макияжа в Израиле. Тем не менее, как показывают исследования, врожденные свойства психологического типа личности определенного человека обладают значительной ригидностью.
Итак, люди, относящиеся к одному и тому же психологическому типу, демонстрируют достаточно типичное поведение в тех или иных ситуациях, а также руководствуются близкими мотивами, решая схожие задачи. Различия в поведении и являются следствием принадлежности к разным психотипам. Это позволяет нам в своей работе опереться на закономерности, которые все-таки поддаются осмыслению, изучению и обсуждению.
Существует достаточно большое количество классификаций психологических типов личности в традиционной психологии, но в них прослеживается подход к пациенту как к заведомо психопатичной личности. Соционика же помогает максимально вербализовать ожидания или требования нормального пациента.
Как доказывают современные исследования, в основе возникновения любого доверительного контакта лежат соционические принципы взаимодействия между психологическими типами. Специалист, владеющий соционическими знаниями, рассматривает пациента как человека с определенными базовыми чертами, что позволяет ему правильно построить консультацию, понять его желания, доходчиво объяснить возможности поставленной задачи, ну и, конечно, достичь желаемого результата.
Поэтому в идеале ключевой момент в нашей работе — это безошибочное распознавание психологического типа. Как преподносит себя пациент, как обсуждает свою проблему, как формирует заказ, на что претендует, какой у него опыт, какая мотивация, реальны ли ожидания, в общем, нужно понять менталитет пациента. В ходе беседы или консультации можно получить до 70% объективной информации просто невербальными способами, т.е. наблюдая за интонацией, мимикой, манерой говорить, двигаться, одеваться, было бы наше желание. И все это играет огромное значение в кажущейся со стороны простой, но на самом деле очень сложной работе специалиста по ПМ. В современной соционике различают 16 смешанных психологических типов, но мы остановимся на четырех основных преобладающих. и я думаю, внимательно прочитав и проанализировав статью, вы улыбнетесь и подумаете, что такие пациенты у вас уже были.

ЛОГИКИ

Самая малочисленная группа среди пациентов, но и самая въедливая. Внешность для них вообще не имеет решающего значения в достижении жизненного успеха. Они принимают ее как данность, а к специалистам нашего профиля обычно обращаются по поводу деформаций после травмы, пластических операций или просто обнаружив на лице признаки старения. Свою внешность они принимают как определенную данность, обычно им нравятся лаконичные, строгие, правильные и естественные формы и цвета. И при оценке желания сделать перманентный макияж такому пациенту, как правило, возразить нечего. Однако работа с такими пациентами проста только на первый взгляд. В случае осложнения или эстетической неудачи они охотнее прочих вспоминают о своих законных правах и начинают сражаться за них до победного конца.
Пожалуй, это самый трудный тип пациентов. Поскольку в их жизни все разложено по полочкам, они убеждены, что если соблюдать правила, неудачи невозможны в принципе. Спорить бессмысленно, работая с ними, нужно особенно четко соблюдать все формальности с документацией и свои обещания.

ЭТИКИ

Самый распространенный и многочисленный тип пациентов, который согласен менять себя в угоду моде и социальной среде. Присущий этикам рационализм позволяет им четко понимать, что добиться того положения в обществе или профессии, о котором они мечтают, мешают, по их мнению, дефекты внешности. Этики часто приходят с фотографиями звезд из журналов или с определенными фотографиями губ, бровей или глаз, чтобы наглядно показать, чего они хотят. Но черты известных лиц редко гармонируют с чертами их собственной внешности. Порой они не отдают отчета в том, что не только внешность является ключом к реализации всех жизненных проектов и успеха.
Возможно, отчасти поэтому этики редко бывают довольны результатами даже идеальных работ. Их ожидания всегда завышены. Однако если провести беседу правильно, с ними все- таки можно договориться. Если пациента не удастся убедить в том, что форма бровей Шэрон Стоун не подходит к типу его лица, а пациент особенно упорствует в желании быть похожим на известную личность, процедуру ПМ делать просто нельзя.
Тем не менее, этики — самые общительные пациенты, очень чувствительные к малейшим деталям. Работая с ними, нельзя относиться небрежно даже к их нелепым, на первый взгляд, предложениям по цвету и форме перманентного макияжа. Этики убеждены в том, что все они четко продуманны и очень важны! Их нужно не просто внимательно выслушать, но и тщательно сформулировать ответ, который должен быть исчерпывающим и красивым.
В случае неудачи этики не устраивают скандалов и не надеются на исправление ошибки. Они тихо разочаровываются в возможностях специалиста и уходят от него к другому.

ИНТУИТЫ

Они обращаются к специалисту по перманентному макияжу, когда недовольны чем-то во внешности, но не могут четко сформулировать проблему. Поэтому на первичной консультации с ними нужно больше разговаривать, чтобы прояснить, чего же они хотят на самом деле. Интуиты не говорят об идеальных формах и уж тем более не приносят журналов, для них важнее образ в целом. В случае их доверия к специалисту прийти к согласию с ними довольно легко. Да и работать интересно: даже небольшие изменения в своей внешности они воспринимают с большой благодарностью. Это вариант вашего творчества. Правда, вся ответственность при этом по умолчанию перекладывается на того, кому они доверились. Даже в случае откровенной неудачи они, не досаждая жалобами, обратятся к тому же специалисту, потому что абсолютно верят ему. Мне всегда легко работается с такими пациентами, и работы эти получаются самыми удачными.

СЕНСОРИКИ

Как правило, их желания четко аргументированы, пациенты этой группы обращают внимание на самые мельчайшие детали. Мнение окружающих вторично: они стремятся изменить внешность, чтобы нравиться прежде всего себе. Обычно они хорошо знают, чего хотят, но не приносят журналов с картинками звезд: им нужны собственные глаза и губы, доведенные, по их представлениям, до совершенства. Изменить их собственное представление о форме и цвете перманента очень и очень сложно. Да и чрезмернаядетализация желаний такого пациента, мягко говоря, часто смущает.
Процесс обсуждения длится очень долго, иногда мы вместе просиживаем перед зеркалом время, оставленное на всю процедуру, вымеряя буквально каждые доли миллиметра, делая совершенным каждый штрих.
Чувствуете, что вашего профессионализма во всех отношениях достаточно, чтобы справиться со сверхвысокими требованиями такого пациента, тогда принимайте положительное решение. Если же нет разумного компромисса, пациент настаивает на точном выполнении своих требований и это противоречит вашему видению и возможностям, процедуру проводить не рекомендуется, ибо пациент не будет удовлетворен ее результатом в любом случае, да и ваш психологический статус будет не в лучшей форме.
Тем не менее, сенсорики достаточно терпеливые, хоть и требовательные пациенты, они готовы на дополнительные коррекции, лишь бы получить желаемый для них результат. Сенсорики — это пациенты, стремящиеся получить перманент с тончайшими нюансами, иногда понятными только им.
По мере развития индустрии перманентного макияжа, его культуры возрастают и требования пациентов к качеству наших работ. Такая закономерность особенно прослеживается именно в России, и это неоднократно обсуждалось нашими специалистами, имеющими сравнительный опыт работы в других странах. Это связано с какой-то особой выраженной отличительной способностью русских женщин выглядеть наилучшим образом всегда и везде.
Следовательно, правильное и полное понимание желаний наших пациентов, достаточно высокая оценка их эстетического выбора, а также умение специалиста по перманентному макияжу сделать свою работу с учетом психологической характеристики личности пациента играют исключительную роль для ведения успешной практики.